Эта история ― о том, как бесплатное приложение превращается в полноценный продукт и бизнес. В 2020 году Вячеслав и Тимур создали приложение Кампус. Программа позволяла студентам и преподавателям смотреть автоматически обновляемое расписание своего ВУЗа, писать анонимные сообщения в ленте ВУЗа, оставлять отзывы о преподавателях, а позже ― обучаться на курсах для успешной сдачи сессии.
Мы развивали проект с января 2022 по октябрь 2023. Наша задача была шире разработки ― бесплатное приложение предстояло монетизировать.
Мы построили стратегию для продажи рекламы в приложении и роста количества пользователей. Подключили специалиста по рекламе, начали искать рекламодателей и создавать для них рекламные блоки внутри приложения, например, кнопку в расписании, а также баннеры внутри приложения, рекламирующие нас самих.
Для расширения аудитории мы подключали новые ВУЗы, создали ленту «Подслушано» и использовали таргетированную рекламу, в том числе геотаргетинг ВК.
Конечно, наши решения требовали участия разработчиков.
Работа делилась на 2 части — фронтенд и бэкенд.
На фронтенде приложение было написано на Swift с UIKit для iOS и на Java с View для Android. Старая версия на Android была трудно поддерживаемой и устаревшей: пользователи отмечали, что внешний вид приложения «как из прошлого века». Добавление новых функций в устаревшем приложении стоило в раза четыре дороже, чем могло бы стоить, а количество ошибок было выше.
Переписали Android-приложение с Java на Kotlin с использованием Kotlin Multiplatform. Теперь разработка велась для Android и iOS одновременно, а значит, сильно ускорилась. Вид приложения остался полностью нативный, т.е. пользователю удобно находиться в нем. Благодаря Kotlin Multiplatform один код реализует функцию в двух приложениях сразу.
Добавили новые функции для iOS: раздел «Лента» с возможностью писать анонимные посты, баннер-кнопку в расписании для лучшего таргетинга рекламы
Внедрили собственные MOKO-библиотеки. Теперь нам не нужно тратить часы на некоторые функции, ведь для них код уже написан и сохранен. Например, получение разрешений на отправку пушей.
Разработчики тратили много времени на поддержание работоспособности парсеров ― именно они отвечали за добавление расписания ВУЗов в приложение. Парсеры были написаны на PHP и Java.
Наша команда создала SDK (набор инструментов для разработчиков) на Kotlin, что стандартизировало нашу работу и ускорило подключение новых парсеров.
Некоторый функционал мы добавили в эту библиотеку, например, генерацию сетки расписаний и работу с нашим API. Раньше мы писали некоторые типовые операции индивидуально, а благодаря библиотеке ускорились.
Внедрили автоматическое тестирование. Автотесты парсеров увеличили их надежность и ускорили разработку.
Бизнес-составляющая. Задача монетизировать приложение для студентов сама по себе была нетривиальной. Аудитория приложения широкая, но платить она не любит.
Разработка. Сложнее всего было обеспечить стабильное обновление расписания ВУЗов с помощью парсеров. Нам удалось ускорить этот процесс и исключить многие ошибки.
Бизнес-составляющая. Мы постоянно ставили эксперименты в маркетинге, некоторые из них были успешными. Мы развили геотаргетинг ВК, успешно применили ASO (App Store search optimization) ― настолько, что нас находили в сторе просто по слову «расписание». Свой вклад в вовлечение пользователей сыграло внедрение блока «Подслушано».
Google Adwords мы заменили на Яндекс. Сначала выручка упала раза в четыре, однако подключение Яндекс Медиации решило проблему. Прирост выручки составил х3.
Разработка. Мы создали новый тип парсеров, которые находят расписание, даже если на сайте ВУЗа не указан список учебных групп. В потенциале они могут найти расписание даже там, где оно размещено только для авторизованных пользователей.
«Большое достижение для молодого проекта ― разглядеть его потенциал и вовремя поставить его на бизнес-рельсы. Не так просто монетизировать некогда бесплатное приложение. Команде CAMPUS это удалось. Верным решением было подключать маркетинг, дорабатывать продукт и искать бизнес-модель».
Backend
Мобильное приложение
Бизнес-составляющая. Мы значительно увеличили количество пользователей: с 247 в 2021 году до 750 тысяч пользователей в 2023 году и 244 тысяч активных пользователей в пиковые месяцы.
Вовлеченность пользователей выросла: раньше они заходили в приложение в среднем 32 раза в месяц на 35 секунд, а стали заходить 81 раз на 39 секунд.
Мы развили эффективные каналы маркетинга ― геотаргетинг ВК, ASO, Яндекс Медиацию, а также Подслушано.
Наши рекламодатели тоже получили результаты. Так команда репетиторов по математике получила за месяц 623 лида по 60 рублей.
В сентябре 2023 с этим продуктом мы попали в Top Free Application в AppStore.
На 2024 год проект зарабатывает и инвестирует всю прибыль в развитие.
Технологии. Мы оптимизировали процесс разработки ― она стала дешевле и быстрее. Android-приложения переписали полностью. А еще решили многие проблемы с добавлением новых ВУЗов в приложение с помощью наших парсеров и увеличили их количество в полтора раза. Студенты стали быстрее получать данные ВУЗов, минимизировалось количество ошибок.