UX / UI Design / Шаблонизация в мире интерфейсов. Глава 1

Шаблонизация в мире интерфейсов. Глава 1

cover.png

Лень — двигатель прогресса. Стремление к оптимизации жизненных процессов двигает человеческую мысль не первое тысячелетие, но в 21-ом веке материальные изобретения давно уступили своё место под солнцем виртуальным (в нашем случае — мобильным) собратьям. Можно заметить, что мобильные сторы переполнены предложениями различных компаний и различных тематик. Это логично, ведь спрос высок: современный человек не один раз “жмякал” на кнопку скачивания приложения с целью сделать свою жизнь проще, веселее, более упорядоченной.

Но вопрос сейчас другой. А что если я скажу, что всё это — лишь иллюзия выбора, и приложения просто копируют друг друга? Давайте разберёмся.

Большинство интерфейсов — шаблон

Если посмотреть на мир интерфейсов в целом, то тут, в зависимости от тематики самого приложения, можно наблюдать незамысловатые шаблоны.

Большинство интерфейсов — шаблон

Для примера приведу приложения с досками объявлений:

1. Лента объявлений.

Это карточки товаров с возможностью клика или лайка понравившихся. Даже показ самих объявлений (по 2 карточки по горизонтали) здесь идентичен.

2. Навигация.

Пункты меню расставлены практически одинаково, с мизерными отличиями. Обозначенные акценты схожи как под копирку: иконка в активном состоянии (в данном случае «Поиск») и центрированная кнопка «Разместить».

3. Сортировка.

Имеется у обоих вариантов. На примере Юлы она в шапке в виде текста, у Авито же в виде нижней иконки. Стандартные приемы.

Немного интерактива: Попробуйте найти сходство в исполнении приложений двух музыкальных платформ.

— Что вы находите общего?

— Какие элементы интерфейса явно одинаковы? Идентичность налицо.

Идентичность налицо

Вы можете сами проверить это и в других направлениях. Все приложения схожи по своей сути, вне зависимости от того, мобильные банки ли это, заказ такси, бронирование отелей и т.п. Эти приложения фактически имеют один и тот же алгоритм создания: одинаковые элементы и схожую логику взаимодействия.

Что с этим делать?

Ответ прост: использовать. Находить схожую комбинаторику и применять при создании своих макетов. Создать свою библиотеку элементов и взаимодействий и использовать для своих нужд.

Это есть некая ступень эволюции дизайн-системы, куда включены:

— Все возможные элементы, которые есть во всех приложениях; — Взаимодействия этих элементов между собой как в единой системе.

На подобные процессы может уйти довольно много времени, но если создать такую дизайн-систему, то отрисовка абсолютно нового дизайна приложения будет почти не уступать по времени созданию простой ментальной карты взаимодействий. (Подробнее об этом во второй главе)

Просто стать копией другого приложения?

Да. Но иногда нет. Ведь есть то, что практически невозможно шаблонизировать:

1. Киллер-фичи

Т.е. возможность или функционал, которого нет у других схожих приложений. Киллер-фичи — главная основа конкуренции в мире приложений. И это конкуренция незаменимостей. Однажды попробовав, вы уже не можете не использовать те возможности, которое дает приложение и его киллер-фичи.

Snapchat одно время был незыблем в США в плане публикации ежедневных бытовых вещей. Всё из-за одной функции: истории, которые исчезают через 24 часа. Можно публиковать какие-либо обыденные вещи, не претендуя на серьезность. И это здорово! Instagram стал монополистом на своём рынке как раз после того, как переманил эту фишку к себе.

2. Оригинальность идеи приложения и её реализации

Тут стоит отметить, что подобные приложения невозможно шаблонизировать даже в теории. Они уникальны по своей сути и функционалу.

Приведём один пример из оперы фоторедакторов, а именно Glitche, в котором множество уникальных решений:

— Большая вариативность обработки фотографий. В итоге на выходе мы имеем необычный, местами психоделический результат; — Интерфейс с едкими цветами и моношрифтом, который создает неповторимую атмосферу и погружает туда пользователя.

Всё это в совокупности имеет запоминающийся эффект и, как следствие, даёт кучу восторженных отзывов.

Я по заголовкам прошелся, но, если кратко, о чём статья вообще?

— Большая часть интерфейса независимо от тематики — шаблон; — Работу над интерфейсом можно шаблонизировать максимальным образом; — Чтобы ваше приложение нельзя было заменить ничьим другим, стоит подумать над рядом уникальных функциональных решений, в которые пользователь должен влюбиться.